Среда, 16 августа 2017

Анализ рентабельности

Анализ рентабельности

Рентабельность – это относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает не только степень эффективности применения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и использование природных богатств.

Рентабельность – это относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает не только степень эффективности применения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и использование природных богатств.

Анализом рентабельности называется относительный показатель прибыльности предприятия. Задачи анализа рентабельности заключаются в том, чтобы произвести оценку способности предприятия приносить прибыль на вложенный в предприятие капитал. От уровня рентабельности зависит инвестиционная привлекательность организации.

Анализ прибыли и рентабельности продукции является частью анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Получение дохода в условиях рыночных отношений выступает целью деятельности любого хозяйственного субъекта. Благодаря прибыли предприятие имеет возможность самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. Формирование бюджетных доходов происходит на основе налога на прибыль. В связи с этим, одной из наиболее важных составляющих экономического анализа выступает анализ формирования прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в себя:

  • оценку выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли;
  • определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения объема реализации рентабельной продукции и суммы прибыли.

Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, ее формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несет в себе каждая полученная денежная единица.

К основным коэффициентам, которые характеризуют рентабельность деятельности организации, относятся:

  1. Коэффициент общей рентабельности
  2. Коэффициент рентабельности продаж
  3. Коэффициент рентабельности активов
  4. Коэффициент рентабельности прямых затрат

Какое количество дохода приходится на единицу реализованной продукции можно узнать с помощью рентабельности продукции. Увеличение данного показателя выступает следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Расчет и анализ рентабельности выполняются по формуле:

Р = ВП / З´100 = (Ц - С) / С,

где ВП - валовая прибыль;

З - размер текущих затрат или используемых ресурсов ;

Ц - цена единицы продукции;

С - себестоимость.

В общем виде коэффициенты рентабельности рассчитываются по формуле:

R = Прибыль (чистая, балансовая) / производственный показатель

Есть много факторов, которые определяют величину прибыли и уровень рентабельности. Факторы рентабельности можно разделить на две группы:

  1. внутренние - изменение ассортимента, цены и т.д. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.
  2. внешние - факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д.

Задача экономического анализа рентабельности состоит в выявлении влияния внешних факторов, определении суммы дохода, полученного в результате действия основных внутренних факторов, которые отражают трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Таким образом, анализ рентабельности деятельности предприятия характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, то есть характеризуют все стороны хозяйствования.