Воскресенье, 4 ноября 2018

Развитие малого бизнеса

Развитие малого бизнеса

Роль малого бизнеса в развитии экономики очень значительная - малый бизнес в рыночной системе является важнейшей рабочей ячейкой, без которого не возможно существование ни одного развитого государства.

Малый бизнес – это вид бизнеса, в основе которого лежит предпринимательская деятельность небольших фирм, мелких предприятий, которые не состоят ни в каких объединениях. Основными характеристиками малого бизнеса являются:

  • независимый менеджмент;
  • собственный капитал;
  • локальный район операций;
  • небольшие размеры.

Роль малого бизнеса в развитии экономики очень значительная - малый бизнес в рыночной системе является важнейшей рабочей ячейкой, без которого не возможно существование ни одного развитого государства. В настоящее время малый бизнес выступает важным социальным, политическим и экономическим фактором, которым определяется общее развитие экономики страны в целом. Малое предпринимательство значимо не только из-за своей первостепенной задачи – повышения благосостояния отдельно взятых граждан, но и выполнения определенных функций в масштабах государства.

Малый бизнес отличается от среднего и большого бизнеса объемом прибыли.

Перспективные направления развития малого бизнеса – это направления, которые впоследствии можно будет расширить и получать максимальную прибыль, путем развития бизнеса. К таким направлениям относятся:

  • Производство стройматериалов и строительство;
  • Производство продуктов питания, медикаментов, товаров народного потребления и производство медицинских материалов;
  • Переработка и утилизация бытовых и иных отходов, ТБО и другого мусора;
  • Переработка и заготовка леса;
  • Переработка и добыча местных сырьевых ресурсов;
  • Предоставление различных услуг населению и различные сервисы;
  • Гостиничный бизнес;
  • Различные сервисы бытового обслуживания населения;
  • Организация и развитие пунктов общепита;
  • Сферы услуг предоставляющие для молодежи туризм и организацию иного досуга;
  • Любая деятельность, направленная на социальное развитие, услуги в социальной сфере;
  • Инновационная деятельность, во благо развития науки и техники.

Становление, функционирование, структура и динамика развития малого бизнеса в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ячеек, которые остались незанятыми большими фирмами, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Таким образом, существуют следующие условия для развития малого бизнеса:

  • политическая обстановка в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • политика государства в области экономики;
  • меры поддержки малого бизнеса;
  • правовое обеспечение малого бизнеса;
  • налоговая политика;
  • финансово-кредитная политика;
  • уровень жизни населения;
  • цивилизованность предпринимательства.

Развитие малого бизнеса предполагает:

  • разработку системы поощрений и бонусов для предприятий;
  • отмену налога на прибыль в ом случае, если выставлены на продажу ценные бумаги, срок владения которыми превысил 5 лет и ними не играют на биржевом ринке;
  • освобождение от налогов на 9 лет компаний, чья деятельность находиться в сферах образования или охраны здоровья;
  • местное финансирование малого бизнеса;
  • продление льгот на приватизацию арендуемой государственной недвижимости;
  • формирование структуры для поддержки и развития малого бизнеса: подготавливаются кадры, совершенствуются технологии, упрощается система оформления кредитов и количество налогов.

Программа по развитию малого бизнеса должна отражать механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки развития малого бизнеса и предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации программы по развитию малого бизнеса должны быть привлечены не только средства из государственного бюджета, но и возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

Если же потенциал малого бизнеса не используется, и все больше предпринимателей покидают данную сферу, появляется необходимость запуска программы кредитования малого бизнеса.

Исходя из перспективы развития малого бизнеса, необходимо выделить его следующие преимущества:

  • большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  • более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
  • упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
  • сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – у хозяина предприятия и др.