Вторник, 14 августа 2018

Развитие воображения

Развитие воображения

Воображение- это творческий процесс создания новых идей, образов на основе реальных знаний. Хорошо развитое воображение– это свойство нестандартного мышления. Сегодня это требование времени, так как только люди нестандартномыслящие достигают успеха.

Воображение- это творческий процесс создания новых идей, образов на основе реальных знаний. Хорошо развитое воображение– это свойство нестандартного мышления. Сегодня это требование времени, так как только люди нестандартномыслящие достигают успеха. Стоит сказать, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Оно развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Итак, развитие воображения опирается на развитие способности представления. Представления отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью. Однако эти особенности представлений могут быть развиты. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям является систематическое упражнение этой способности. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений.

Развитием воображения необходимо заниматься с самого рождения человека. Однако, важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.Для этого придумано множество игр на развитие воображения для каждого конкретного возраста. Данные игры можно с легкостью найти в интернете. Благодаря играм на развитие воображения становится возможным рассмотреть в детском рисунке или же в рассказе его мечты, желания, страхи. Поэтому стоит сказать, что подобные игры полезны и с психологической точки зрения.

Развитие воображения у дошкольников является неотъемлемой частью общего развития ребенка. Креативность и способность создать что-то новое является одним из главных качеств умного человека.Развитие воображения у дошкольниковосуществляется уже более целенаправленно. Дети продолжают  фантазировать, но опыт, приобретенный ими в более младшем возрасте, помогает им более осознанно подходить к любым занятиям. Дошкольники тщательно продумывают сюжеты картинок и смысл игр. Они рисуют дома, машины или деревья, они строят из кубиков замки, они увлеченно играют в сюжетные игры, они не отступают от придуманных образов и все чаще доводят дело до конца. У родителей появляется больше возможностей развития воображения у детей. Родители должны предоставить своему ребенку существующую информацию, а также одновременно научить его привносить в известные правила что-то свое. Такой подход в воспитании станет основой для формирования хорошего воображения. Самые лучшие способы развития творческого мышления – сюжетно-ролевые игры, рисование, лепка, аппликация и складывание конструктора.

Заметим, что одним из основных познавательных процессов в структуре учебной деятельности является мышление. Оно обеспечивает понимание учебного материала в результате многообразной его проработки и установления смысловых связей как внутри него, так и с другим материалом. Часто в учебном процессе мышление оказывается тесно связанным с воображением, благодаря которому ребенок имеет возможность "увидеть" образы недоступных для глаза предметов, удаленных от него во времени или в пространстве событий. Исключительно важная роль принадлежит воображению и в процессах творчества, так как именно оно обеспечивает порождение принципиально новых образов и картин, которые отсутствуют в реальной жизни.Основой для полноценного усвоения, сохранения и использования учебного материала является память. В зависимости от содержания запоминаемого материала выделяют разные виды памяти: словесно-логическую, образную, эмоциональную и двигательную.

Стоит отметить, что важную роль в развитии воображения играют следующие приемы:

  1. всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений. В любой области практической деятельности малый запас представлений приводит к бедности воображения. Наоборот, богатство представлений открывает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения;
  2. развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют;
  3. развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов — где, как, когда, почему, для чего и т. д.;
  4. активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов.
  5. систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Пример людей, занятых творческими профессиями (художники, писатели, конструкторы и др.), показывает, как крепнет и развивается способность воображения в процессе активного его применения в той или другой практической деятельности.