Воскресенье, 4 ноября 2018

Система исполнительной власти

Система исполнительной власти

Органы исполнительной власти - это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Исполнительная деятельность проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти...

Органы исполнительной власти - это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Исполнительная деятельность проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти, а также вышестоящих органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. Таким образом, они классифицируются:

1. по основаниям образования:

  • образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);
  • создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

2. по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:

  • федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);
  • региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);
  • органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

3. по порядку образования:

  • избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);
  • образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

4. по объему и характеру компетенции:

  • органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);
  • органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);
  • органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);
  • органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);
  • органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

5. по организационно-правовой форме:

  • правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

6. по порядку принятия решений:

  • единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);
  • коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);

7. по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

  • основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);
  • вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующее на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами.

Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.

Понятие "система органов исполнительной власти" характеризует организационное построение исполнительной власти в Российской Федерации. Она строится в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой сфере между РФ и субъектами Федерации. Согласно Конституции деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов Федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ.

Система Федеральных органов исполнительной власти утверждена 14 августа 1996 года Указом Президента N1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти", а структура - Указом Президента от 30 апреля 1998 года "О структуре федеральных органов исполнительной власти РФ". Деятельность федеральных органов исполнительной власти РФ в основном регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

В России принята трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

  • Министерства России;
  • Федеральные службы;
  • Федеральные агентства.

К ведению РФ отнесено установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.

Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними.

В структуре федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

  • руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);
  • органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.