Вторник, 14 августа 2018

Социальное развитие ребенка

Социальное развитие ребенка

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.

Следует сказать, что основы личности человека закладываются именно в раннем возрасте. Таким образом, дошкольный возраст ребенка – это период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания.Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

Социальная ситуация развития ребенка  должна способствовать формированию тех или иных особенностей характера, качеств поведения. Народная мудрость, опираясь на многовековой опыт воспитания детей, утверждает:

  • если ребенок живет среди добра и заботы — он учится быть добрым и отзывчивым, заботиться о других;
  • если ребенок чувствует поощрение — он познает свою ценность;
  • если ребенок находит понимание — он становится терпеливым;
  • если ребенок живет среди вражды — он учится «воевать»;
  • если ребенок встречается с насмешкой – он становится робким;
  • если ребенок вынужден стесняться — он чувствует себя виновным;
  • если ребенка окружают жестокость, насилие — он склонен к проявлению подобной жестокости и насилия;
  • если ребенок живет в условиях радости, бодрости — он обнаруживает жизнерадостность в своих действиях.

Итак, существуют следующие социальные факторы развития личности:

  • социально-бытовое окружение (семья, соседи, другие люди),
  • деятельность дошкольных воспитательных учреждений,
  • деятельность общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений;
  • функционирование детских внешкольных воспитательных учреждений (детские библиотеки, театры, дома детского и юношеского творчества; музыкальные и художественные,спортивные школы);
  • средства массовой информации (радио, интернет, телевидение, книги, газеты, журналы);
  • природа.

В настоящее время актуальной является проблема развития социальной педагогики.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников.

Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.).Программа социального развития является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет).

Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

Работа дошкольных учреждений строится следующим образом:

1) Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение:

  • родительское собрание;
  • анкетирование родителей;
  • консультации с родителями;
  • группа кратковременного пребывания;
  • дни открытых дверей;
  • свободный режим (в первые дни)

2) Создание необходимых условий:

  • комфорт и уют в группах;
  • гибкий режим дня;
  • индивидуальный подход;
  • учет домашних привычек;
  • «Блокнот для родителей», в котором родители могут получить заочную консультацию психолога, врача, администрации…

3) Создание предметно-развивающей среды:

  • использование нетрадиционных форм;
  • побуждение ребенка к общению со сверстниками;
  • побуждение ребенка к общению со взрослыми;
  • игры – занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки.

Однако, не смотря на то, что в социальном воспитании личности играет общество, все же главной ячейкой передачи опыта и накопленных ранее знаний является семья. Социальное развитие ребенка в семье заключается в создании в доме оптимальной психологической атмосферы. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей. Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях «дети-родители». Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.